Найти на сайте:
Сегодня: 22 сентября 2017 г.
пятница 
 

 
Семинары компании СПЛАЙН 
     
 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  |
 В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ  |
 ОБРАЗОВАНИЕ  |
 ПЕРИОДИКА  |
 СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС  |
 О НАС  |
Личный кабинет

книжный интернет киоск Быстрый доступ к
самому нужному -
Кодексам, обзорам,
справочной информации.

НОВОСТИ

новости

СТАТЬИ

статьи
Опубликовано: Журнал «Акты и комментарии для бухгалтера», номер 1, 2017 года
РУБРИКА: Хозяйственная деятельность
Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2016 № 488 ФЗ
А. А. Сурков, эксперт журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

Опубликовано на сайте Издательского Дома Аюдар-Инфо

В конце декабря 2016 года был принят Госдумой и подписан Президентом РФ закон о субсидиарной ответственности по долгам компаний –   Федеральный закон от 28.12.2016 № 488 ФЗ1 (далее – Закон № 488 ФЗ). По сути, этот закон – сигнал всем участникам делового оборота, что безнаказанно уклоняться от долгов ни у кого больше не получится.

Благодаря поправкам, которые внесены комментируемым законом в ряд нормативных актов, у кредиторов появится возможность добраться до выгодоприобретателя должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса.

Прежде отметим, что Закон № 488 ФЗ принят во исполнение Постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10 П. Указанным судебным актом признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129 ФЗ), допускающие исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа – налоговой инспекции). Напомним, в ряде случаев налоговый орган может исключить недействующее юридическое лицо из реестра. В результате порой возникали ситуации, когда в отношении действующей организации возбуждалась процедура банкротства и на данном основании налоговый орган исключал ее из реестра, а арбитражный суд вынужден был прекращать производство. В связи с этим Конституционный Суд в Постановлении № 10 П признал приведенное положение частично не действующим, ведь такое исключение нарушало права как самой организации, так и всех ее кредиторов.

Теперь в п. 1 ст. 5 Закона № 129 ФЗ появится новый подпункт – и.2, который пополнит перечень сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ, информацией о возбуждении в отношении юридического лица производства по делу о банкротстве или процедур, применяемых в деле о банкротства. А в пункте 4 названной статьи появится абзац, в котором определены способы внесения обозначенной информации в ЕГРЮЛ.

Но самые важные поправки сделаны в ст. 21.1 и 22 Закона № 129 ФЗ. В частности, п. 2 названной статьи дополнен абзацем, в котором сказано, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении в отношении него производства по делу о банкротстве. Заново переписано содержание п. 4 ст. 21.1. Его новой редакцией предусмотрено, что кредиторы и иные лица, чьи интересы затрагивает предстоящее исключение должника из ЕГРЮЛ, могут подать в регистрирующий орган только мотивированное заявление. При этом оговариваются формат и способы направления такого заявления в регистрирующий орган. А в пункте 7 ст. 22 появится абзац, в котором содержится прямой запрет на исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, если в реестр внесена запись о возбуждении в отношении данного лица производства по делу о банкротстве.

Таким образом, начиная с 28 июня 2017 года регистрирующий орган не вправе исключать из ЕГРЮЛ юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность (недействующее юридическое лицо), в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве.

Важная поправка сделана в ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В ней появится новый подпункт – 3.1, где сказано, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями уполномоченных лиц ООО (указанными в п. 1 – 3 ст. 53.1 ГК РФ), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Но, пожалуй, самые существенные поправки внесены все же в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127 ФЗ). Они в основном направлены на установление механизма привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц (КЛ) недействующих юридических лиц.

Например, новой редакцией п. 5 ст. 10 Закона № 127 ФЗ определен порядок привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в ситуациях, когда:
- заявление (о привлечении КЛ к субсидиарной ответственности) подано после завершения конкурсного производства либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом;
- производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, обозначенной нормой определен круг лиц, наделенных полномочиями подать заявление о привлечении контролирующих лиц компании-банкрота к субсидиарной ответственности. В их числе названы конкурсный управляющий, представитель работников должника, работник (в том числе бывший), уполномоченный орган.

Самое главное, новой редакцией п. 5 ст. 10 Закона № 127 ФЗ определены сроки привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. В частности, этой нормой предусмотрено, что подать такое заявление заинтересованные лица могут в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу заявления, узнало или должно было узнать об обстоятельствах виновности контролирующих лиц, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Итак, новшества, внесенные Законом № 488 ФЗ в вышеупомянутые нормативные акты, по сути, позволят возобновить процедуры, связанные с банкротством уже после его окончания и ликвидации компании. Тем самым защитить права кредиторов недействующих лиц, которые, воспользовавшись правовым механизмом, заложенным в Законе № 127 ФЗ, получат возможность в той или иной степени удовлетворить свои потребности к должнику, в том числе посредством привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника.


    Сноски:
  1. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28.12.2016, вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления в силу, то есть с 28 июня 2017 года. [в текст].
Опубликовано: Журнал «Акты и комментарии для бухгалтера», номер 1, 2017 года
Контакты компании 755-88-97
 
ОРГАНИЗАТОРАМ УЧЕБНЫХ СЕМИНАРОВ: ИЗДАТЕЛЬСТВАМ И ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРАМ:
На нашем сайте Вы можете бесплатно разместить краткую информацию о Ваших семинарах (для этого свяжитесь с нами по телефону: (495) 755-8897 или e-mail: webeditor@debet.ru). Предлагаем Вам размещать материалы периодических изданий, анонсы последних номеров журналов, подписку на Ваши издания...
 Все права защищены © 2011 ЗАО Сплайн-Центр, +7(495) 755 88 97, cons@debet.ru Свидетельство МПТР России Эл N ФС77-44706